Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Одним из приоритетных направлений моей работы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеурочных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Информационно-компьютерные технологии.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:
- осуществляется индивидуальный подход к обучению;
- развиваются у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
- усиливается мотивация к учению;
- формируется у школьников умение работать с информацией,
- развиваются коммуникативные способности;
- качественно изменяется контроль над деятельностью учащихся;
- школьники приобщаются к достижениям информационного общества.
- развитие коммуникативных умений обучающихся;
- повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
- объективность оценки;
- расширение возможностей предъявления информации;
- объективность оценки компьютерных тестов и тестовых программ.
В своей работе я использую компьютер, как оперативное средство наглядности в обучении, компьютер помогает в отработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля, а также контроля и оценки домашних заданий.
При проведении уроков и внеурочных занятий использую самостоятельно составленные презентации, видео, экранно-звуковые пособия, ресурсы Интернета. Со своими презентациями выступают и ученики класса. Организую самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Проектные и исследовательские методы в обучении
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.
Данные методы имеют следующие преимущества:
- выход процесса обучения из стен школы в окружающий мир, т.к. метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- развитие у обучающихся исследовательских умений;
- обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы;
- развитие умения работать в команде;
- развитие умения сотрудничать;
- повышение личной уверенности обучающихся;
- формирование навыков выступления;
- формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;
- формирование умения самостоятельной работы с источниками информации.
Технология проблемного обучения
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Этапы технологии проблемного обучения (формат doc, размер 12 КБ)
Структура проблемного урока (формат doc, размер 18 КБ)